В зоне исторической застройки Верхнего города Минска вырос непомерно высокий дом
Опубликовано 02.04.2014
На первый взгляд инвесторы сделали благое дело: отреставрировали старинное здание, но на деле взяли от ситуации по максимуму и превратили старинное здание в громадного «монстра».
Уже сейчас дом с яркой красной кровлей видится несоразмерно громоздким, подавляющим своим масштабом соседние — в большинстве 2-этажные — средневековые строения. Здание нарушило стилистическую гармонию заповедной части Минска, а в будущем, когда заработает на полную мощность, лишит соседние улочки присущих им сейчас тишины и уюта, пишет «СБ. Беларусь сегодня».
На чужеродность объекта в этом месте указывали и эксперты: от «хитрости» до «архитектурного бандитизма» — таков был разброс оценок. «...Здание приобрело эклектичный, нехарактерный, немасштабный для исторической среды Верхнего города облик. Вариант не может быть согласован ни при каких условиях», — гласило одно из официальных заключений.
Но здание все же было построено благодаря... хитрости: на представленных к согласованию чертежах его пропорции были существенно искажены, высота уменьшена. Представитель инвестора директор ЗАО «Мортекс БЦЗ» Сергей Сильченко это обвинение парировал: «Как можно ввести в заблуждение столько инстанций: Министерство культуры, комитет архитектуры Мингорисполкома, РУП „Главгосстройэкспертиза“, Госстройнадзор?..» Иначе говоря, застройщик своих намерений не скрывал, представители перечисленных инстанций всегда могли — если бы желали — ознакомиться с подробными чертежами. Но почему-то этого не сделали.
Официальные ответы, предоставленные госорганизациями, полной ясности — почему это произошло и что теперь делать, — увы, не дают. Из письма, подписанного заместителем министра культуры А. Яцко, следует, что нарушение выявлено достаточно давно. Говорится, что эскизный проект с учетом заключения научного руководителя работ в историческом центре Минска С. Багласова был 22.03.2010 г. согласован Министерством культуры для дальнейшего проектирования. При этом анализ высотных отметок проектируемого здания проводился на основании представленных разверток по улицам Интернациональной и Энгельса. Материалы представляли сооружение, которое полностью перекрывалось зданием бывшего монастырского корпуса (ныне музыкальная школа) со стороны ул. Энгельса. По фронту ул. Интернациональной воспринималась лишь часть кровли, что является допустимым для исторической среды.
Далее цитата: «Представленный в 2011 году архитектурный проект... не был согласован Министерством культуры (заключение от 22.09.2011 №11-01-05/724) в связи с тем, что предусматривалось строительство здания с высотными отметками, превышающими более чем на 2 м принятые в согласованном эскизном проекте... Предписанием министерства от 6.06.2012 №23 работы на объекте были приостановлены... В 2012 г. в связи с непринятием предлагаемых мер по снижению отметок завершающей части строящегося объекта заказчик работ ЗАО „Мортекс БЦЗ“ был дважды привлечен к административной ответственности и оштрафован...»
Письмо за подписью заместителя председателя Мингорисполкома А. Галя подтверждает и нарушения со стороны застройщика, и его упорство, и невосприимчивость к санкциям: «В связи с отступлениями при строительстве объекта от разработанного проекта, требований ПДП Министерством культуры и Мингорисполкомом были выданы предписания от 6.06.2012 и 20.06.2012 о приостановлении работ... Застройщик, проигнорировав выданные предписания, продолжил выполнение работ на объекте». Далее говорится, что 15.08.2012 г. комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома отозвал выданные заключения по эскизному решению. Застройщика уведомили, что утратили силу и выданные ранее заключения и разрешение.
Но тот продолжал работу. Судя по всему, законно и легально, поскольку «...Мингорисполком на проводимых совещаниях в целях устранения допущенных нарушений поручал выполнить демонтаж надкрышных построек, доработать архитектурное решение технического этажа, предусмотрев максимальное уменьшение его высотных отметок и приведение в соответствие с ранее согласованным проектом». Исполняя поручения, застройщик в ноябре 2012 года выполнил работы по демонтажу надкрышных построек со стороны ул. Интернациональной и откорректировал архитектурное решение фасадов «с учетом понижения высотной отметки технического этажа».
Речь, подчеркнем, идет о ноябре 2012 года. Через год, как следует из письма, ситуация в точности повторяется: «В связи с неисполнением застройщиком обязательств и поручений по понижению высотных отметок по откорректированному проекту Министерством культуры (повторно) и администрацией Центрального района г. Минска выданы предписания от 20.11.2013 и 4.12.2013, в декабре 2013 года застройщик привлечен к административной ответственности».
И последняя цитата: «В результате принятых мер застройщиком 22.01.2014 получено разрешение инспекции департамента контроля и надзора за строительством по г. Минску на выполнение строительно-монтажных работ по понижению высотных отметок сроком до 20.02.2014».
В письме из Министерства архитектуры и строительства данный объект упоминается лишь вскользь. В основном же перечисляются общие требования к архитектурно-планировочному заданию, называются разработанные министерством — «в целях недопущения нарушений законодательства...» — проекты нормативных актов. Это хорошо, но хотелось бы услышать нечто иное: оценки. Тем более что среди профильных функций, перечисленных на официальном сайте министерства, назван «надзор и контроль соблюдения требований технических нормативных правовых актов при проектировании и строительстве объектов».
Надо понимать, что высотность здания до предписанного уровня застройщик так и не понизил, поэтому ему был назначен очередной срок. Похоже, что не последний. На крыше объекта в течение последних месяцев каких-либо строительно-монтажных работ не наблюдается: внешне он выглядит точно так же, как и в январе. Нет и крана, который мог бы эти работы вести. Зато внутри видны идущие полным ходом отделочные работы.
И хотя было принято властное решение, суть которого проста: здесь и сейчас объект в данном виде неуместен и его следует «укоротить», никаких действий не предпринимается. Почему налицо странная беззубость, позволяющая частному инвестору столь явно власть игнорировать. Беззубая власть, не умеющая на своем настоять, это, согласитесь, не вполне власть. Такое отношение неизбежно приведет к тому, чего опасаются минчане: «Другим это будет сигнал, что в Минске можно творить беспредел».